Комунальний заклад освіти
"Середня загальноосвітня школа №81"


Корисно батькам

 

Розділи сайту:

 

 

 

 

 

 

 

Зміст розділу

 

Как формировать у детей осознанность


Если вы собираетесь научить детей младшего школьного возраста, как достичь состояния осознанности и внутреннего сосредоточения, т. е. фокусировать свое внимание на переживании настоящего момента, будьте готовы к тому, что они научат вас гораздо большему, чем вы их.


Исследования подтверждают состоятельность и преимущества обучения детей такого рода вниманию, обращенному внутрь себя, поскольку эти знания способствуют повышению уровня оптимизма и счастья в классах, снижению травли (буллинга) и агрессии в школе, развитию чувства сострадания и сочувствия к окружающим, а также урегулированию конфликтов между учениками.


Если вы хотите вдохновиться, а заодно и улыбнуться, задайте группе детей вопрос о том, что они понимают под словами «осознанность» и «внутреннее сосредоточение». «Умение расслабляться от повседневных забот и стресса», «Умение оставаться самим собой при преодолении трудностей» и «Это похоже на переход поезда с одних рельсов на другие» – вот одни из самых ярких ответов школьников. Дети действительно могут быть источником духовной мудрости!


Когда вы приводите им одно из определений этого понятия («состояние сознания, которое достигается путем сосредоточения внимания субъекта на данном моменте и спокойного признания и принятия своих чувств, мыслей и телесных ощущений, часто используемое в качестве терапевтической техники»), дети могут вам просто не поверить.


Для проверки корректности этого определения можно провести несколько упражнений. В данной статье представлены семь способов обучения детей внутреннему сосредоточению.


1. Упражнение на выслушивание колокольчика

Позвоните в колокольчик и попросите детей прислушаться к вибрации его звона. Попросите их сохранять молчание и, как только они перестанут слышать звук колокольчика, поднять руки вверх. Затем попросите детей хранить молчание в течение одной минуты и обратить свое пристальное внимание на другие звуки, которые они будут слышать, как только прекратят слышать звон. После этого по очереди опросите детей обо всех звуках, услышанных в течение этой минуты. Данное упражнение не только веселое и заставляет детей взволнованно делиться своим опытом с другими детьми, но и помогает им подключиться к настоящему моменту и развивает чувствительность их восприятия.

 

2. Упражнение "Друзья по дыханию"

Выдайте каждому ребенку по мягкой игрушке (или другому небольшому предмету). Если комната позволяет, пусть дети лягут на пол и положат мягкие игрушки себе на животик. Попросите их в полной тишине подышать в течение одной минуты и обратить внимание на то, как их «друзья по дыханию» поднимаются и опускаются вместе с их вдохом и выдохом, а также на любые другие свои ощущения. Попросите детей представить, что негативные мысли в их головах превращаются в мыльные пузыри и улетают. Упражнение «Друзья по дыханию» делает внутреннее созерцание намного приятнее и даже дружелюбнее и позволяют детям понять, что игра не обязательно должна быть шумной.


3. Мышечное упражнение на расслабление

Пусть дети лягут на пол и закроют глаза. Попросите их напрячь все мышцы тела как можно сильнее. Скажите, чтобы они сжали пальцы ног и ступней, втянули живот, сжали руки в кулаки и подняли плечи вверх к шее. Пусть они держат мышцы в напряженном состоянии несколько секунд, а затем полностью разожмут и расслабят их. Это прекрасное и забавное упражнение для расслабления тела и ума и вполне доступный способ научить детей понимать искусство осознанного «присутствия».


4. Упражнение «Понюхай и расскажи»
Раздайте детям что-нибудь ароматное, например, кусочек свежей апельсиновой корки, веточку лаванды или цветок жасмина. Попросите их закрыть глаза и вдыхать аромат, сосредоточив все свое внимание только на данном запахе. Запах действительно может быть мощным инструментом умиротворения (среди всего прочего!).


5. Искусство прикосновения
Дайте каждому ребенку предмет, к которому можно прикоснуться, например, мяч, перо, мягкую игрушку, камушек и т. д. Попросите детей закрыть глаза и описать своему соседу, каков этот предмет на ощупь. Затем дети должны обменяться предметами. Оба упражнения (это и предыдущее) являются простым, но действенным способом научить детей способности отделять чувства друг от друга и настраиваться на разные впечатления.


6. Упражнение «Сердцебиение»
Пусть дети попрыгают на месте в течение одной минуты. Затем попросите их сесть и положить руку на сердце. Скажите, чтобы они закрыли глаза и ощутили свое сердцебиение, а также дыхание и все то, что они могут заметить в работе своего организма.


7. Упражнение «Сердце к сердцу»
В этом упражнении слово «сердце» используется в менее буквальном смысле. Другими словами, это упражнение можно также назвать «Давай поговорим о чувствах». Итак, сядьте и обычным, спокойным тоном попросите детей рассказать вам об их чувствах. Какие чувства они испытывают? Откуда они знают, что испытывают именно эти чувства? Где они ощущают их в своем теле? Спросите, какие чувства им нравятся больше всего.


Затем спросите их, что они могут сделать, чтобы почувствовать себя лучше в те минуты, когда не испытывают своих любимых чувств. Напомните детям, что они могут превращать свои негативные мысли в «мыльные пузыри» и, если им нужно успокоиться, могут прибегать к напряжению и расслаблению мышц, а также уделить несколько минут, чтобы прислушаться к своему дыханию или почувствовать сердцебиение, если хотят расслабиться.


Уроки внутреннего сосредоточения должны вооружать детей инструментами, которые они смогут использовать в любое время, – инструментами, которые помогут им успокоиться, сбавить обороты и почувствовать себя лучше в случае возникновения каких-либо неприятностей. В детстве любой из нас хотел бы обладать этими инструментами. Представьте, что все дети Земли научатся использовать их. Какие прекрасные изменения претерпит наш мир в течение всего одного поколения?!

 

 

Информация для родителей 5-классников

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Вчера он ещё был маленьким, а завтра будет солидным пятиклассником. В пятом классе ребенка ждет новая взрослая жизнь, новая система обучения: классный руководитель и учителя- предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

 

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

 

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

 

В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

 

Возможные трудности школьной жизни детей:

 

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • возросший объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые требования к оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

 

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

 

  • усталый, утомленный внешний вид ребенка;
  • нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • нежелание выполнять домашние задания;
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

 

Причины психологических трудностей:

 

  • повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
  • повышение уровня тревожности самого ребенка;
  • зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
  • зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
  • степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
  • состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
  • влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

 

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации.

 

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

 

Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.


Рекомендации для родителей:

 

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

 

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

 

  •   Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей (учителей, сверстников).

 

  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям.

 

  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

 

  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

 

  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка;

 

  • Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

Советы пятикласснику:

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  • Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем ДОМОЙ.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
  • Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

 

Подростковый возраст (10-15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V-IX классах школы.

 

Родители считают детей этого возраста трудными, "неслухами", педагоги и психологи называют этот период "переходным", "критическим". Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтверждают действительную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития.

 

Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.

 

Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11-13 лет, у мальчиков — в 13-15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

 

Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не следует. Анатомо-физиологические изменения организма — "природа" подростка сосуществует с тем, что называют культурой, т. е. конкретными общественно-историческими условиями жизни и развития. Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.

 

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

 

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения.

 

Подросток — это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за "детскостью" скрывается то незаметное, о чем часто не подозревают родители, — "взрослость". Главным в личности подростка является возникшее и все более и более утверждающееся чувство, что он уже не ребенок. Но очень часто представление подростка о себе как о взрослом человеке не совпадает с мнением о нем окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, а иногда и учителей.

 

Конечно, "чувство взрослости" — это скорее стремление быть взрослым и внутреннее отрицание своей принадлежности к детям, чем настоящая "взрослость". И отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: "Мал еще, чтобы указывать". Такое отношение часто приводит к драматическим конфликтам между родителями и подростками. Конечно, трудно родителям видеть, как их дочка, подражая моде, надевает на себя несуразные платья, подкрашивает глаза, а от сына пахнет табаком. Но для того, чтобы избежать серьезных последствий переходного возраста, взрослые должны научиться относиться к своим детям как к взрослым людям. Основной причиной конфликтов является несоответствие между отношением к подростку как к ребенку и представлением подростка о себе как о взрослом человеке, имеющем новые права. Во избежание конфликта необходимо найти для подростка новое место рядом с собой, предоставить ему ту степень самостоятельности, которая соответствует его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяет взрослому влиять и руководить подростком. Если взрослые не меняют систему своих отношений с подростком, то нужные для себя отношения дети находят среди своих ровесников. И, к сожалению, не всегда эти отношения строятся на правильных основаниях, на системе моральных ценностей, принятых в обществе.

 

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся- так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

 

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

 

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

 

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.

 

К сожалению, мы, классные руководители, ничего не можем сегодня сказать о состоянии здоровья пятиклассников. Медосмотр будет только в январе. Однако, если вы, родители, знаете, что у ваших детей есть проблемы со здоровьем, должны быть у ребёнка какие-то ограничения при занятиях физкультурой, то надо заранее принести справку из поликлиники и сдать классному руководителю.

 

Вы будете встречаться с классным руководителем 1-2 раза в четверть на родительских собраниях, а между собраниями вас тоже хотелось бы видеть в школе. Возникнут проблемы, приходите, будем искать общее решение. Приходите и просто так, чтобы дети видели, что их судьба, их успехи вам не безразличны.

 

Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов:

 

  • Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
  • Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
  • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.

 

Желаем успехов!


Пятиклассники должны:

 

  • уметь обращаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

 

  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

 

  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

 

  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

 

  • уметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

 

  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.

 

  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный правильный выбор.

 

Пятиклассник постепенно начинает сам контролировать свою учебную работу, появляется самоконтроль. Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. То есть необходимо наблюдать за правильным выполнением всех операций, а не только смотреть на конечный результат работы. Ребенок должен учиться сам контролировать процесс учебы, тогда у него сформируется такая важная психическая функция, как внимание.


Рекомендации для родителей младших классов

Первое условие школьного успеха ученика младших классов:

 

  • Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может толкнуться.

 

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

 

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

 

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей.

 

  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

 

  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организации обоснованного контроля за учебной деятельностью.

 

  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

 

  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.